С доставкой на дом — Мои комментарии в газете «Волжская коммуна» от 15.10.2010

15 октября 2010 года газета "Волжская коммуна" опубликовала статью "С доставкой на дом" с моими комментариями:

С доставкой на дом
Отношение к сетевому маркетингу в России становится все более лояльным

Около 37% россиян положительно относятся к покупке товаров через распространителей, а 33% сами готовы ими быть. В то же время более половины не склонны ни покупать, ни продавать продукцию таким способом. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Эксперты же полагают, что у сетевого маркетинга в нашей стране есть возможности для роста.

Вопрос доверия
По данным ВЦИОМ, отношение к торговле через распространителей формируется у россиян, главным образом, под влиянием мнения друзей и знакомых (так ответили 27% опрошенных). Важную роль играет репутация отдельных компаний, занимающихся прямыми продажами. На нее обращают внимание 10% респондентов.
«Сарафанное радио» — это тот вид рекламы, которому доверяют больше всего. Когда вы получаете рекомендацию от знакомого человека — вам гораздо проще сделать выбор. Доверие к сетевому маркетингу будет расти», — считает директор консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов.
В то же время предубеждение против сетевого маркетинга довольно велико. 54% опрошенных не готовы к покупке товаров через прямые продажи, а 56% респондентов не хотят сами становиться распространителями.
«Если потребителя хоть раз обманула компания сетевого маркетинга, то он уже другим аналогичным компаниям не доверяет, — подчеркивает аналитик ИК «ФИНАМ» Татьяна Менькова. — Важное значение имеет мнение родственников и знакомых, если оно отрицательное, то потребитель автоматически сам начинает негативно относиться к сетевому маркетингу. Кроме того, у нас в стране очень много людей пытались неудачно разбогатеть за счет сетевой схемы торговли, что тоже привело к появлению определенного иммунитета у наших граждан против компаний сетевого маркетинга. Поэтому можно говорить о том, что в перспективе доверие россиян к таким компаниям будет снижаться». Татьяна Менькова также обратила внимание на то, что не все распространители товара являются представителями сетевых компаний. «Есть множество торговых представителей, которые работают в обычных компаниях, но поскольку они используют метод «активных продаж», то тоже, что называется, «идут в народ».

Возможен рост
Эксперты полагают, что в ближайшие годы доля сетевого маркетинга в обороте розничной торговли может удвоиться. При этом показатели аналитиков рынка разнятся. По мнению Дмитрия Цибизова, до 20% товарооборота в области идет через сетевые компании, что на уровне среднего показателя по России. «Потенциал сетевого маркетинга в России огромен, как и во всем мире. И лет через пять через него может проходить до 40% товарооборота», — полагает эксперт.
Татьяна Менькова рассчитала долю сетевого маркетинга в общем объеме розничной торговли по-другому. «Оборот розничной торговли в России согласно данным Росстата в 2009 году составил 14 516,9 млрд рублей. Оценочно, оборот предприятий, которые можно отнести к компаниям сетевого маркетинга, в 2009 году составил 103-105 млрд рублей. То есть доля таких предприятий в общем обороте — 0,7-1,3%. Учитывая экономическое положение Самарской области, можно допустить, что здесь на долю компаний сетевого маркетинга приходится 0,5-0,8%», — уверена аналитик. По ее словам, теоретически у сетевого маркетинга есть перспективы для увеличения своей доли в РФ: «Это объясняется тем, что эти организации еще не достигли 100% уровня проникновения во все российские регионы, кроме того, в кризисное время многие граждане начинают рассматривать этот вид деятельности как источник заработка. Однако если говорить о перспективах этого вида торговли, то после периода роста наступит стабилизация, и уже вряд ли затем будет возможен дальнейший рост. В ближайшие год-два доля компаний сетевого маркетинга в общем объеме розничного товарооборота составит 2-4% и уже вряд ли еще вырастет».

Самому не разобраться
По данным, полученным ВЦИОМ, в первую очередь, для опрошенных сетевой маркетинг — удобный способ приобретения косметики (так считают 24% респондентов). Несколько реже таким способом предпочитают приобретать бытовую химию (12%), хозяйственные товары (8%), биологически активные добавки (4%), бытовую технику и другие товары (по 3%).
Между тем у многих сетевой маркетинг до сих пор в первую очередь ассоциируется с БАДами. «Биологически активные добавки не проходят клинические испытания как лекарственные средства. Стоит учитывать, что производители БАДов не обязаны доказывать их эффективность, а лишь должны подтверждать безопасность препаратов. При этом неважно, каким именно образом распространяется препарат — через аптеки или представителей сетевого маркетинга. В любом случае человеку, желающему приобрести биологически активную добавку, необходимо затребовать сертификат соответствия, — отмечает врач-терапевт многопрофильной клиники «Альфа – Центр Здоровья» в Самаре Николай Пастухов. — Степень доверия потребителей к сетевому маркетингу вряд ли будет расти. В настоящее время препаратов, направленных на лечение разного рода заболеваний, огромное множество. Человек, не имеющий медицинского образования, не сможет самостоятельно в них разобраться».

Источник доходов
Для 35% опрошенных торговля через распространителей — это, в первую очередь, возможность заработать. Главный фактор, который способствует желанию участвовать в этом виде торговли, — отсутствие других возможностей заработка (14%). Кроме того, значение имеет очевидность выгоды от этого бизнеса (11%), личное доверие к предлагаемой продукции (9%). «Мне самой нравится косметика, которую я распространяю, — рассказала корреспонденту «ВК» агент одной из известных сетей Людмила. — А начала я продавать, потому что девушка, через которую я до этого заказывала, уволилась. Кроме того, важно, что себе я могу приобрести косметику со скидкой».
В то же время, согласно опросу ВЦИОМ, каждый четвертый считает сетевой маркетинг пустой тратой времени. Эксперты же по-разному оценивают этот вид продаж в качестве источника заработка.
«Заработать с помощью этих организаций возможно, только нужно оставить мысль, что эти деньги достанутся вам легко. Чтобы заработать, придется, во-первых, сначала потратить собственные деньги, во-вторых, много и упорно трудиться, а в-третьих, помните, что разбогатеть удастся единицам, тем, которые начали заниматься этим раньше. И вряд ли стоит рассчитывать, что этот вид деятельности может стать полноценной заменой постоянной работы», — такого мнения придерживается Татьяна Менькова.
У Дмитрия Цибизова более оптимистичный взгляд на сетевой маркетинг. «Это огромные возможности для заработка, особенно для людей, чей стартовый капитал не позволяет открыть собственный бизнес. Кроме того, для сотрудников сетевого маркетинга, в отличие от владельцев бизнеса, не существует головной боли по бухгалтерии, налогам, юридическим спорам и тому подобное», — отметил эксперт.

Оригинал статьи Вы можете найти в газете "Волжская коммуна", либо в интернет-версии.

Нажмите одну из кнопок выше в знак того, что Вам понравился материал!
Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками газета волжская коммуна, я в сми. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите в свободное поле правильную цифру: *